ОТЧЕТ
по реализации концепции математического образования
в МДОУ «Детский сад № 106»
Реализация основных требований концепции математического развития в МДОУ
« Детский сад №106» определялось основными этапами деятельности.
1.Информациооно-аналитический этап.
1.1Анализ нормативно-правовой базы.
Документы, регламентирующие математическое образование, как приоритетное, систематизированы в электронном варианте для ознакомления педагогов, родителей. Ознакомление с нормативными требованиями педагогов, родителей проведено в ходе педагогических советов, на семинарах.
Федеральные документы
– Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 2506-р)
– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155)
– Приказ Минобрнауки РФ от 03.04.2014 г. № 265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р»
Региональные документы
– План мероприятий по реализации в Ярославской области Концепции развития математического образования в Российской Федерации на 2015-2020 годы
– Постановление Правительства Ярославской области от 01.09.2015 г. № 970-п Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Ярославской области Концепции развития математического образования в Российской Федерации на 2015-2020 год.
Муниципальные документы
Приказ департамента образования мэрии г. Ярославля от 04.03.2015 № 01-05/158 «О реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации в муниципальной системе образования города Ярославля»
Хранение информации :
На основании данных документов были разработаны Положение о рабочей группе педагогов « Математическое развитие», Положение о конкурсе « РППС группы: математика»
1.2. Мониторинг « Формирование элементарных математических представлений»
1)Диагностика развития детей «Сформированность элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Диагностика проводится в соответствии с требованиями АООП. Положительная динамика присутствует ежегодно . Более низкие показатели связаны с формированием пространственно-временных отношений. Это связано с с особенностями развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
2) Мониторинг РППС ДОУ. Анализ РППС ДОУ на предмет создания условий для ФЭМП был проведен совместно с преподавателями ГАУ ДПО ЯО ИРО.
3) Изучение потребностей и возможностей педагогов по реализации ФЭМП.
В результате собеседования с педагогами, контроля были исследованы возможности педагогов и особенности организации образовательной деятельности по реализации задач по ФЭМП,
2. Планирование.
Цель: создание оптимальных условий для развития математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с современными требованиями.
Задачи:
-систематизировать опыт работы педагогов по развитию математических представлений
-обеспечить условия организации образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи с учетом их индивидуальных психологических особенностей и интеллектуальных возможностей;
-разнообразить содержание, формы, методы образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи при условии использования современных образовательных технологий.
–активизировать профессиональную и творческую активность педагогов по развитию математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом современных требований .
Ожидаемые результаты .
– изучение и внедрение новых методик и технологий по развитию математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи ;
- разработка авторских методических рекомендаций, методического обеспечения по развитию математических представлений с применением современных технологий;
– организация образовательной среды для развития математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с современными требованиями;
- разработка форм и методов формирования профессиональной компетенции для развития математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Этапы планирования.
1.Создание рабочей группы педагогов. ( 2015-16, 2016-17 уч.г.),разработка плана работы группы .
2. Определение основных направлений деятельности рабочей группы педагогов и педагогического коллектива ДОУ.
- «Развитие математических представлений» в адаптированной основной образовательной программе ДОУ.
-РППС и математическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи.
-Применение педагогических технологий в математике.
3. Внедренческий этап.
3.1.Организация образовательной деятельности.
Развитие математических представлений в ДОУ осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой МДОУ «Детский сад № 106».
АООП разработана с учетом « Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3-7 лет» Н.В. Нищевой. Для реализации развития математических представлений применяется программа Е.В. Колесниковой « Математические ступеньки». В 2017-18 году в практическую деятельность с детьми 6-7 лет запланировано введение элементов программы « Предшкола нового поколения»
Образовательная деятельность по математическому образованию в ДОУ имеет определенную систему. Формы, способы и приемы формирования математических представлений у детей достаточно разнообразны и основываются как на традиционных подходах, так и на современных технологиях.
Применение педагогических технологий в образовательной деятельности , направленной на развитие математических представлений, определяется опытом работы педагогов ДОУ.
Использование игровых технологий является основным направлением при реализации данного направления.
В 2014 году все педагоги ( 100%) прошли обучение по использованию технологии
В. Воскобовича. В 2016-17 году педагоги использовали технологию В.Воскобовича, как часть занятия или форму организации совместной образовательной деятельности в режимных моментах , тем самым нарабатывая индивидуальный опыт по применению технологии и соответственно ей методического обеспечения. Так же применяются игровые технологии. связанные с использованием палочек Кьюзинера, блоков Дьенеша.
Благодаря созданной в ДОУ медиатеке педагоги применяют ИКТ для развития математических представлений.
Педагоги разработали долгосрочные проекты , направленные на развитие математических представлений :
Средняя группа – «В стране Умных игр»,старшая группа – «Город Математика»,подготовительная группа – «Занимательная математика». При их реализации были использованы тематические викторины и занимательные игры так же с использованием ИКТ.
В 2016-17 учебном году проведена « Неделя математики».
Изучив положительный опыт педагогов ДОУ г. Ярославля по проведению «Недели интеллектуальных игр» в образовательный процесс планируем ее внедрение .
3.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Проведена оценка условий материально-технической базы учреждения. В каждой группе детского сада оборудованы познавательные центры, содержание которых направлено на реализацию математических задач согласно возрасту детей и обеспечивающие возможности для самостоятельной деятельности детей в центрах, поддержку интереса детей к логико-математическим играм.
Содержание центров математики:
-Игры на развитие пространственных и временных представлений
-Игры на составление целого из частей
-Игры на сравнение предметов
-Игры на развитие логического мышления
-Интеллектуальные игры: шашки, шахматы в старшем дошкольном возрасте.
-Развивающие игры: игры Никитина и Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, магнитные Пифагорики и др.
-Дидактический материал по математическому развитию.
В соответствии с особенностями развития детей с тяжелыми нарушениями речи имеется многочисленное оборудование для сенсорного развития и развития мелкой моторики в группах и в кабинетах специалистов.
В каждой группе имеются картотеки физкультминуток математического содержания.
В 2016-17 учебном году педагоги разрабатывали оснащение РППС территории ДОУ, в том числе оборудование для математического развития. Например, созданы поля для шахмат на участке ДОУ.
В перспективе запланировано дальнейшее оснащение РППС ДОУ для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
3.3. Развитие кадрового потенциала
Профессиональная компетенция педагоги ДОУ в вопросах организации математического развития обеспечивается за счет обеспечения курсовой подготовки
( вебинарах),в педагогические советы, мастер-классов, семинаров.
- Педагогический совет «Математическое образование и развитие как аспект общего познавательного развития ребенка в условиях внедрения ФГОС ДО»
- Консультация «Учимся играя. Развитие мышления детей дошкольного возраста средствами математики в условиях реализации ФГОС ДО»
-Практико-ориентированная консультация для педагогов
«Развитие математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
-Семинар «РППС как средство математического развития детей дошкольного возраста»
-Семинар «Использование ИКТ технологий в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста» и др.
Педагоги ДОУ посетили мастер-класс
«Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста (МДОУ № 235)
Опыт работы педагогов ДОУ представлен по развитию математических представлений видематериалами.
Для систематизации опыта работы планируется провести Ярмарку идей
«Использование инновационных технологий по формированию математических представлений у дошкольников», в рамках сетевого сообщества.
Информационная среда в ДОУ по математическому оснащению включает в себя два направления:
- информирование через сайт детского сада (консультации для родителей, отчёты о результатах реализации математического образования в ДОУ)
- наглядная информация в групповых родительских уголка и информационных стендах ДОУ.
Создание на официальном сайте странички «Математическая культура и особенности её формирования у дошкольников»
3.4.. Взаимодействие с семьями воспитанников
Формы работы с родителями в этом направлении:
– консультации о математических возможностях ребенка на каждом возрастном этапе, консультации с узкой предметной направленностью, приемах и способах формирования различных математических представлений;
– размещение наглядной информации математической направленности в группах;
– тематические родительские собрания с обязательным представлением опыта работы с детьми при реализации развиия математических представлений.
Вывод: в этом направлении предстоит разнообразить деятельность педагогического коллектива. В недостаточном количестве проводятся совместные мероприятия родителей с детьми. Включить в работу активные формы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической компетентности в вопросах формирования математических представлений : семинары, практикумы, мастер-классы, математические викторины, досуги, КВН и т.д.
4. Перспективы развития.
1) дальнейшее оснащение играми и пособиями ,
2) разработка нетрадиционных форм , изучение опыта работы педагогов и психологов ( например, « Ментальная математика в ДОУ»),
2) разработать систему организации образовательной деятельности по развитию математических представлений для детей с ТНР с учетом вариативности применения педагогических технологий.