Страница обновлена 20.09.2017

МДОУ "Детский сад № 106"
город Ярославль

Страница обновлена 20.09.2017
МДОУ "Детский сад № 106"
город Ярославль

ОТЧЕТ

по реализации концепции математического образования

в МДОУ «Детский сад № 106»

 

Реализация основных требований концепции математического развития в МДОУ

« Детский сад №106» определялось основными этапами деятельности.

1.Информациооно-аналитический этап.

1.1Анализ нормативно-правовой базы.

Документы, регламентирующие математическое образование, как приоритетное, систематизированы в электронном варианте для ознакомления педагогов, родителей. Ознакомление с нормативными требованиями педагогов, родителей проведено в ходе педагогических советов, на семинарах.

 

Федеральные документы

 

– Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 2506-р)

– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155)

– Приказ Минобрнауки РФ от 03.04.2014 г. № 265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р»

Региональные документы

– План мероприятий по реализации в Ярославской области Концепции развития математического образования в Российской Федерации на 2015-2020 годы

– Постановление Правительства Ярославской области от 01.09.2015 г. № 970-п Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Ярославской области Концепции развития математического образования в Российской Федерации на 2015-2020 год.

Муниципальные документы

Приказ департамента образования мэрии г. Ярославля от 04.03.2015 № 01-05/158 «О реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации в муниципальной системе образования города Ярославля»

 

Хранение информации :

На основании данных документов были разработаны Положение о рабочей группе педагогов « Математическое развитие», Положение о конкурсе « РППС группы: математика»


1.2. Мониторинг « Формирование элементарных математических представлений»

 

1)Диагностика развития детей «Сформированность элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Диагностика проводится в соответствии с требованиями АООП. Положительная динамика присутствует ежегодно . Более низкие показатели связаны с формированием пространственно-временных отношений. Это связано с с особенностями развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

2) Мониторинг РППС ДОУ. Анализ РППС ДОУ на предмет создания условий для ФЭМП был проведен совместно с преподавателями ГАУ ДПО ЯО ИРО.

 

3) Изучение потребностей и возможностей педагогов по реализации ФЭМП.

В результате собеседования с педагогами, контроля были исследованы возможности педагогов и особенности организации образовательной деятельности по реализации задач по ФЭМП,

 

 

 

 

2. Планирование.

Цель: создание оптимальных условий для развития математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с современными требованиями.

 

Задачи:

-систематизировать опыт работы педагогов по развитию математических представлений

-обеспечить условия организации образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи с учетом их индивидуальных психологических особенностей и интеллектуальных возможностей;

-разнообразить содержание, формы, методы образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи при условии использования современных образовательных технологий.

активизировать профессиональную и творческую активность педагогов по развитию математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом современных требований .

 

Ожидаемые результаты .

– изучение и внедрение новых методик и технологий по развитию математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи ;

- разработка авторских методических рекомендаций, методического обеспечения по развитию математических представлений с применением современных технологий;

– организация образовательной среды для развития математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с современными требованиями;

- разработка форм и методов формирования профессиональной компетенции для развития математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Этапы планирования.

1.Создание рабочей группы педагогов. ( 2015-16, 2016-17 уч.г.),разработка плана работы группы .

2. Определение основных направлений деятельности рабочей группы педагогов и педагогического коллектива ДОУ.

- «Развитие математических представлений» в адаптированной основной образовательной программе ДОУ.

-РППС и математическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи.

-Применение педагогических технологий в математике.

 

3. Внедренческий этап.

 

3.1.Организация образовательной деятельности.

Развитие математических представлений в ДОУ осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой МДОУ «Детский сад № 106».

АООП разработана с учетом « Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3-7 лет» Н.В. Нищевой. Для реализации развития математических представлений применяется программа Е.В. Колесниковой « Математические ступеньки». В 2017-18 году в практическую деятельность с детьми 6-7 лет запланировано введение элементов программы « Предшкола нового поколения»

Образовательная деятельность по математическому образованию в ДОУ имеет определенную систему. Формы, способы и приемы формирования математических представлений у детей достаточно разнообразны и основываются как на традиционных подходах, так и на современных технологиях.

Применение педагогических технологий в образовательной деятельности , направленной на развитие математических представлений, определяется опытом работы педагогов ДОУ.

Использование игровых технологий является основным направлением при реализации данного направления.

 

В 2014 году все педагоги ( 100%) прошли обучение по использованию технологии

В. Воскобовича. В 2016-17 году педагоги использовали технологию В.Воскобовича, как часть занятия или форму организации совместной образовательной деятельности в режимных моментах , тем самым нарабатывая индивидуальный опыт по применению технологии и соответственно ей методического обеспечения. Так же применяются игровые технологии. связанные с использованием палочек Кьюзинера, блоков Дьенеша.

Благодаря созданной в ДОУ медиатеке педагоги применяют ИКТ для развития математических представлений.

Педагоги разработали долгосрочные проекты , направленные на развитие математических представлений :

Средняя группа – «В стране Умных игр»,старшая группа – «Город Математика»,подготовительная группа – «Занимательная математика». При их реализации были использованы тематические викторины и занимательные игры так же с использованием ИКТ.

В 2016-17 учебном году проведена « Неделя математики».

Изучив положительный опыт педагогов ДОУ г. Ярославля по проведению «Недели интеллектуальных игр» в образовательный процесс планируем ее внедрение .

 

3.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Проведена оценка условий материально-технической базы учреждения. В каждой группе детского сада оборудованы познавательные центры, содержание которых направлено на реализацию математических задач согласно возрасту детей и обеспечивающие возможности для самостоятельной деятельности детей в центрах, поддержку интереса детей к логико-математическим играм.

Содержание центров математики:

-Игры на развитие пространственных и временных представлений

-Игры на составление целого из частей

-Игры на сравнение предметов

-Игры на развитие логического мышления

-Интеллектуальные игры: шашки, шахматы в старшем дошкольном возрасте.

-Развивающие игры: игры Никитина и Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, магнитные Пифагорики и др.

-Дидактический материал по математическому развитию.

В соответствии с особенностями развития детей с тяжелыми нарушениями речи имеется многочисленное оборудование для сенсорного развития и развития мелкой моторики в группах и в кабинетах специалистов.

В каждой группе имеются картотеки физкультминуток математического содержания.

В 2016-17 учебном году педагоги разрабатывали оснащение РППС территории ДОУ, в том числе оборудование для математического развития. Например, созданы поля для шахмат на участке ДОУ.

В перспективе запланировано дальнейшее оснащение РППС ДОУ для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

3.3. Развитие кадрового потенциала

Профессиональная компетенция педагоги ДОУ в вопросах организации математического развития обеспечивается за счет обеспечения курсовой подготовки

( вебинарах),в педагогические советы, мастер-классов, семинаров.

- Педагогический совет «Математическое образование и развитие как аспект общего познавательного развития ребенка в условиях внедрения ФГОС ДО»

- Консультация «Учимся играя. Развитие мышления детей дошкольного возраста средствами математики в условиях реализации ФГОС ДО»

-Практико-ориентированная консультация для педагогов

«Развитие математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

-Семинар «РППС как средство математического развития детей дошкольного возраста»

-Семинар «Использование ИКТ технологий в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста» и др.

Педагоги ДОУ посетили мастер-класс

«Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста (МДОУ № 235)

Опыт работы педагогов ДОУ представлен по развитию математических представлений видематериалами.

Для систематизации опыта работы планируется провести Ярмарку идей

«Использование инновационных технологий по формированию математических представлений у дошкольников», в рамках сетевого сообщества.

Информационная среда в ДОУ по математическому оснащению включает в себя два направления:

- информирование через сайт детского сада (консультации для родителей, отчёты о результатах реализации математического образования в ДОУ)

- наглядная информация в групповых родительских уголка и информационных стендах ДОУ.

Создание на официальном сайте странички «Математическая культура и особенности её формирования у дошкольников»

3.4.. Взаимодействие с семьями воспитанников

Формы работы с родителями в этом направлении:

– консультации о математических возможностях ребенка на каждом возрастном этапе, консультации с узкой предметной направленностью, приемах и способах формирования различных математических представлений;

– размещение наглядной информации математической направленности в группах;

– тематические родительские собрания с обязательным представлением опыта работы с детьми при реализации развиия математических представлений.

 

Вывод: в этом направлении предстоит разнообразить деятельность педагогического коллектива. В недостаточном количестве проводятся совместные мероприятия родителей с детьми. Включить в работу активные формы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической компетентности в вопросах формирования математических представлений : семинары, практикумы, мастер-классы, математические викторины, досуги, КВН и т.д.

 

4. Перспективы развития.

1) дальнейшее оснащение играми и пособиями ,

2) разработка нетрадиционных форм , изучение опыта работы педагогов и психологов ( например, « Ментальная математика в ДОУ»),

2) разработать систему организации образовательной деятельности по развитию математических представлений для детей с ТНР с учетом вариативности применения педагогических технологий.