Страница обновлена 27.04.2020

МДОУ "Детский сад № 106"
город Ярославль

Страница обновлена 27.04.2020
МДОУ "Детский сад № 106"
город Ярославль

 

Чем дети занимаются в «карантинной заварушке»? Конечно же, рисуют! Причем везде, где надо и не надо! Стоит ли их ругать, или лучше присмотреться к той «закодированной информации», которую ваше чадо спрятало в своем шедевре?

Давайте вместе разбираться, а я постараюсь систематизировать тот огромный поток научной информации, который есть в публичной психологии.

Итак, с чего следует начать?

 - С правил, о которых нужно постоянно помнить:

  1. Не стоит всерьез анализировать рисунки детей младше 4 лет, так как у ребенка этого возраста (особенно, с логопедическими проблемами) недостаточно развита мелкая моторика, чтобы он смог выразить на бумаге все то, что хочет.
  2.  Лучше анализировать не один рисунок, а серию, и при этом, задавать ребенку уточняющие вопросы. Так вы проясните особенности рисунка.
  3.  Если характер рисунка вашего ребенка резко изменился или вас что-то настораживает. Не делайте сразу выводы! Обратитесь к детскому психологу!

 - Что рисует ребенок?

Человек любого возраста, и в особенности человечек маленький, проецирует на изображение свои переживания и эмоции, поэтому рисунок – это рисованный «рассказ» (притом искренний!) о том, что его волнует и занимает. Изображая какой-либо объект, малыш, так или иначе, передает свое отношение к нему, а значит, обязательно «выдаст» в первую очередь то, что для него важно.

 Значимых и важных для него людей он обязательно нарисует крупными изображениями и раскрасит любимыми цветами.

Иногда значимых людей ребенок изображает в виде животных. В любом случае в детских рисунках животные – существа персонифицированные.

Если же малыш «забывает» нарисовать кого-либо из членов семьи (в том числе порой и себя), либо рисует его крошечным, блеклым, невыразительным, в отдалении от других, много раз исправляет изображение, либо вовсе его стирает («не получилось!») – это сигнал тревоги, о причинах которого необходимо задуматься. Вероятнее всего, даже вместе с детским психологом.

Стоит ли обращать внимание на цветовую гамму рисунка?

Маленькие художники с помощью рисунка выражают собственные эмоции и, конечно, связывают их с палитрой цвета не случайно. Особенно точно можно «считать» по живописи состояние малышей в возрасте до 5-6 лет. Цвета, которые ребенок предпочитает больше всего, позволяют взрослым понять более глубоко его характер, тип личности и выяснить эмоциональные переживания. Предлагаю вашему вниманию краткую характеристику основных цветов для изучения.

Белый

Белую краску выбирают малыши с хорошо развитой эмоциональной сферой. Обычно такие дети любят много размышлять и предпочитают одиночество.

Голубой

Если в рисунке преобладает голубой цвет, это горит о мечтательности его автора, беззаботном и свободолюбивом отношении к миру.

Желтый

Любимый цвет оптимистов и необычных людей с яркой фантазией. Его сильная сторона – натура лидера, слабая – безответственность. 

Зеленый

Этот цвет в детской психологии означает любознательность, честолюбие, благородные помыслы.

Синий

Если рисунок практически весь синий, можно говорить о неторопливости вашего чада, любви к порядку и покою.

Коричневый

Возможно, ваш ребенок пытается избежать реальности, создать для себя ощущение надежности.

Оранжевый

Фанаты оранжевого  -  веселые и непосредственные малыши, открытые новым впечатлениям и интересам.

Розовый

Это цвет нежности и ранимости.

Красный

Поклонники красного       – энергичные, открытые и общительные. Но если спокойный ребенок резко стал увлекаться красным, возможно, это первый звоночек, ребенок может испытывать стресс.

Черный

Цвет протеста. Но нужно помнить о том, что дети младшего дошкольного возраста часто рисуют черным или каким-то темным цветом. И это вовсе не потому, что вся жизнь представляется в черных красках, и малышу очень плохо. Причина в другом — черную краску лучше видно на белом листе. Вот и все! И нет никаких потайных ходов и глубоких травм. Так выразительнее.

 - Стоит ли обращать внимание на нажим карандаша?

 - Если у ребенка мелкая моторика развита согласно возрасту, то – нужно.

Это – показатель психомоторного тонуса ребенка. Если нажим слабенький, легкий, неуверенный – это говорит о робости и пассивности малыша. Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности. Ну а если карандаш рвет лист – это признак возможной конфликтности,  либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.

О чем нам говорит размер рисунка?

В норме он должен занимать примерно 2/3 листа. Если рисунок очень большой и не помещается на лист – это может говорить о завышенной самооценке или о важности «донесения» той, или иной информации.  Если изображение маленькое и ели заметное – ребенок хочет спрятаться, у него  может быть низкая самооценка. Если же размер рисунка непостоянный – ребенок эмоционально не стабилен.

Какие подсказки можно сразу увидеть во время творчества?

 - Подсказкой будут реплики ребенка во время работы. Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит – он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен. Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать – это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе. Ну а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки», либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело», – это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Конечно, это не все вопросы, которые вы можете задать по этой теме. Жду ваших комментариев. Ведь, детские рисунки – это кладезь информации не только для специалистов, но и для родителей.

С уважением, ваш детский психолог Новикова Ольга Владимировна